Интервью с директором и учредителем компании «БОНФАЙТ-Техно» Евгенией ШПИНЕВОЙ

 


Евгения, будучи ребенком вы кем мечтали стать? Какие были планы у девочки Жени на будущую профессию? 
Ребенком я говорила, что буду юристом. Вот хотелось правду везде найти.

 

Как Вы учились в школе? Какие предметы давались легко, а какие вы не любили?
Я была отличницей. Да. Легко давались точные науки, а вот рисование совсем не моя история. Даже сейчас в школу или сад картины с сыном муж рисует, мне не поддается это творчество. Любимые, конечно, математика была. Закончила физ.мат в старшей школе.


Чем еще увлекались в детстве, в подростковом возрасте?
В моем детстве смартфонов не было, поэтому все время занимали секции и кружки. Закончила музыкальную школу (по классу баяна). Это папина мечта была, чтобы дочка «Марш славянки» ему сыграла. Я и сыграла, это было мое дипломное произведение. И больше за баян не бралась. Воспитана так была: начала чем-то заниматься, надо закончить.
Также ходила на танцы, вязание, шахматы, волейбол. Вообщем, занята была все время. Считаю это правильным и в воспитании своего ребенка. Перегружать не надо, но лучше рационально занимать время ребенка.


Когда вы приняли решение, куда будете поступать? и почему именно такой выбор?
Поступление – это отдельная история. После 9-го класса я подала документы в Лицей БГУ. После школьных экзаменов меня ждал тест и 2 экзамена в лицее. Но, к сожалению, в школе одноклассница заболела Эпидемическим паротитом (свинкой) и в классе началась «эпидемия». Экзамены мы сдавали половиной заболевших. Меня эта участь настигла на последнем экзамене в Лицей БГУ. Я успешно сдала тест и математику, а на экзамен по физике физически не смогла приехать. Так и закончилось мое поступление. После всего выбор пал на радиотехнический. Пошла туда просто так, потому что современно, с другом за компанию. Программное обеспечение информационных технологий – мой факультет, специальность программист-педагог. Это и есть мое первое высшее образование.


Расскажите немного об учебе в университете.
Университет – это всегда весело, активно, интересно. Вспоминаю об этом всегда с удовольствием. Сумасшедший ритм, всегда движение, что-то новое и интересное. Экзамены, КВН, все вместе, это отличное время. Я получала удовольствие от учебы и всей этой студенческой жизни. И диплом красный получила, но, как видите, судьба увела в другую сторону. На последних курсах началась вторая смена и я уже подрабатывала в компании по установке информационно-поисковой системы. Вся деятельность была направлена в сторону информационных технологий, программирования. Думала, что буду работать именной в этой сфере. Вместе с одногруппником мы разрабатывали сайт интернет-магазин для компании по продаже кондиционеров.


Как вы создавали ваш бизнес? С чего начинали? Почему в области кондиционирования?

Никогда не думала о холодильной отрасли, кондиционерах и тем более промышленных холодильных агрегатах (чиллерах). Как уже выше говорила, началось все с курсовых работ и студенческих «подработок» по разработке и наполнению сайта климатической компании. Пока я его наполняла, пришлось изучить специфику и совершенно случайно, при сдаче данного проекта мне предложили там поработать, пока я находилась на практике преддипломной. И если начала я с поддержки сайта и помощи в «компьютерных» делах офиса компании, наладить печать на принтере и т.д., а закончилось все продажами кондиционеров. Сначала бытовых, далее стало интересно более серьезная техника. Так я и осталась в этой области. Со временем, постоянно узнавая новое в техническом аспекте, мне стало интересна область управления и развития компании в целом, продажи. И после получения диплома я осталась работать там, вместо преподавателя в одном из колледжей г.Минска. Я решила поступить в БГЭУ на факультет ВШУБ по специальности маркетинг. Это обучение я начала с четким понимаем того, что я хочу получить знания в области управления для создания своего дела.

 

Что было трудным на первых парах?
Сначала в себя поверить, потом объективно оценить свои знания и силы, понимание бизнес-процессов. Если у тебя нет больших инвестиций в бизнес, психологически трудно работать и прибыль постоянно вкладывать в развитие (по-крайней мере я так делала). Первые 2 года основные средства вкладывались в увеличение оборотного капитала и пополнение основного в виде материальной базы: новый инструмент, оборудование, расширение штата. Это сторона построения бизнеса. Вторая сторона: молодая девушка в технической сфере, без связей и работа с предрассудками. Очень часто сталкивалась на больших объектах, когда главные инженера предприятий с настороженностью ведут беседы, и постоянно приходилось доказывать, что ты знаешь технический аспект, что ты профессионал и постоянно развиваешься. Это, наверное, самый сложный стереотип, с которым приходилось бороться. Но это специфика сферы деятельности.

 

Какие советы вы могли б дать начинающим бизнес-вумен?
Девушки, ничего не бойтесь. По природе, женщины – более выносливы и терпеливы, склонны к анализу и способны держать в голове множество дел. Поэтому необходимо идти навстречу своим планам. Безусловно, база знаний должна быть за плечами, про это мы даже не говорим. В современном мире уже давно женщины ведут бизнесы и успешно развивают карьеры в управлении.

 

Какие три кита необходимы для создания успешного бизнеса?
Профессионализм. Грамотные специалисты – неотъемлемая часть любого дела. Трендовость. Проще говоря актуальность, современность, гибкость, постоянное движение вперед. Это очень важно быть «в тренде»: изучать современные подходы строительства, производств, тем самым меняя подход в подборе монтаже и типе оборудования; актуализировать подходы в управлении, бизнес-процессах, средствах маркетинга; актуализация материальной базы (инструмента); постоянное изучение рынка и умение подстраиваться под его изменение.
Порядочность. Или другими словами – репутация. Рынок Беларуси весьма невелик, но даже и без этого во всех делах надо быть человеком слова. Для меня это важно.

 

Как вы подбираете кадры?
Пользуемся популярными ресурсами типа Praca.by, часто приходят люди по рекомендации. Что же касается монтажных специальностей, то у нас работают специалисты, которые проходили практику и остались у нас благодаря сотрудничеству с АПИМХ. Выпускник БНТУ уже давно переведен из монтажников в инженера и работает у нас уже 3 года, к слову, текучка кадров у нас маленькая.


Где берете дополнительные знания? информацию?

Мы посещаем тематические семинары, выставки. Периодически направляем сотрудников на повышение квалификации в АПИМХ, там отличная техническая база и педагогический состав.

 

Как оцениваете рынок кондиционерного оборудования Беларуси сегодня?
Рынок растет и меняется. Клиент перенасыщен информацией, которую сейчас приходиться «фильтровать». В Республике активно ведется строительство различных объектов, что дает движение вперед.

 

Какие проблемы стоят перед отраслью индустрии микроклимата и холода сегодня?
После пандемии мы стали больше внимания уделять качеству воздуха, это неизменно оставит отпечаток на индустрию микроклимата, надеюсь, постоянное сервисное обслуживание займет должное место в производственных процессах. По каким-то причинам, не все понимают уровень ответственности правильной работы климатических установок, а без регулярного сервиса это невозможно. На производствах много старого оборудования, используемого абсолютно неэффективно. Вопросы эффективности – важные и требуют большей популяризации среди Заказчиков.

 

Считаете ли вы, что профессия холодильщика — это достойная работа с достойной заработной платой в нашей стране?
Профессия холодильщика – однозначно достойная, интересная и хорошо оплачиваемая.

 

Какими профессиональными навыками должен обладать настоящий холодильщик сегодня?
Критическим мышлением, однозначно. Зачастую самые сложные задачи приходится решать либо в моменты аварий, либо сжатых сроков. И тут раскрывается потенциал специалиста. Способность анализировать и решать задачу в ограниченное время, в стесненных условиях – это реальность нашего рынка. При плановой работе, проектным монтажом нового оборудования, согласно графика – это типовая задача. Но зачастую, не дадут соврать все коллеги в области холодильной индустрии, запуск оборудования планируется или откладывается на лето, когда уже пик сезона и все надо срочно, сразу, быстро. Из-за отсутствия регулярного сервисного обслуживая, опять-таки в самый жаркий сезон случаются аварии, а времени на размышления нет – товар портится или производство стоит. Поэтому профилактика в межсезонный период – залог успеха и экономии средств.

 

Как считаете, почему в холодильной отрасли маленький процент женщин? И как по вашему: могут ли женщины руководить холодильными климатическим бизнесом ?

Это обусловлено спецификой деятельности, работы, сухие цифры. Во всем мире женщины в большинстве своем занимаются административной работой и только 30% связывает себя с производством, инженерией. Чтобы руководить, надо любить это дело. Вот и вся история. Не каждая женщина любит технику, все ее тонкости. А в климатике нельзя так, не вникая чего-то достичь.
У нас в стране женщины в большей степени, чем мужчины получают высшее образование, а это значит и стремятся расти в карьере, но не каждую вдохновляет деятельность, которой она занимается. Поэтому женщины могут руководить чем угодно, если им это будет интересно, такие уже мы. Софья Ковалевская одна из первых увлеклась точными науками и механикой, и результат, сами знаете. Раз женщин в холодильной индустрии мало, относитесь к ним с теплом, им и так в холодильной индустрии не просто.

 

Журнал "Микроклимат и Холод" (декабрь, 2021)

 

 

КАРТА САЙТА ГЕОГРАФИЯ ЧЛЕНОВ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРЕИМУЩЕСТВА ЧЛЕНСТВА
Разработан при финансовой поддержке проекта
ПРООН/ГЭФ
© Copyright 2014 apimh.by. All Rights Reserved
Developed by Alla Neskina, 2014

 адрес:              220007, г. Минск, ул. Артиллеристов, 8, к.11

телефон:         (017) 205 43 32

                          (017) 222 14 95

e-mail:              apimh@tut.by